Мастер-класс «Нетрадиционные техники»

21 Сен,2019Изобразительное искусствонет комментариев

Мастер-класс  «Нетрадиционные техники рисования«

 МБДОУ детский сад компенсирующего вида №81 города Ангарска

 «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса у детей с нарушениями интеллекта к изобразительному творчеству (рисование кефиром, рисование кулёчками)»

Изобразительное искусство

одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребёнка, развивает его способности, помогает справиться с эмоциями, регулировать поведение, помогает воспитывать положительные качества. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать.

Все начинается с детства.

Все мы знаем, что изотворчество одно из самых больших удовольствий для ребенка. В нём раскрывается его внутренний мир.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку изотворчество является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать его.

Актуальность:

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и т.д.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников. Поэтому, чтобы привлечь детей к рисованию я использую нетрадиционные приёмы.

Цель:

Расширить представление по теме: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса у детей с нарушением интеллекта к изобразительному творчеству».

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисования кефиром и кулёчками
  2. Научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких способов нетрадиционного рисования.
  3. Повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, исследовательский, практический.

Оборудование: Столы, стулья для педагогов и детей; фоновая музыка; материал для практической деятельности – акварель, гуашь, кефир (2,5% жирности), кулёчки, баночки с водой, кисти, плотные альбомные листы бумаги формата А3, А4, листы картона, влажные салфетки, клеёнчатые салфетки на каждого педагога.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования.

Ход мастер-класса:

…Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

Эта детская песенка в полной мере подтверждает мнение психологов и педагогов, что нет ребёнка, который не любил бы рисовать. Действительно, с самого раннего возраста большинство детей тянется к рисованию, а мы, взрослые, просто обязаны им помочь овладеть этим видом деятельности. Занятия рисованием благотворно влияют на общее развитие ребёнка: пробуждают эмоциональную отзывчивость, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение, усидчивость. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, творчески развивает, формирует эстетический вкус, несёт в себе элементы психотерапии-успокаивает, отвлекает, занимает. Рисовать можно разными техниками. Разрешите, я вам расскажу немного о них.

О способах альтернативных. Хочу немного рассказать.

Свою большую эффективность, они успели доказать.

Занятия нетрадиционные включают множество идей.

Порою провокационные, но интересны для детей.

В них необычно сочетаются —  материал и инструмент.

И все прекрасно получается, и равнодушных точно нет!

Мы в детстве часто рисовали, обычной палкой на земле.

Зимой окно запотевало – мы рисовали на стекле.

Необычными вещами мы рисуем без труда.

Щетка старая зубная, соль и свечка восковая.

Из-под спичек коробок, и засушенный листок.

А петух и осьминожка, получаются ладошкой.

Если кисточкою тыкать, то есть рисовать тычком,

То получится мурлыка, с мягким плюшевым хвостом.

Нарисуем, все отмоем и ладошки ототрем.

И рисунками своими полюбуемся потом.

Вот так мы постепенно и знакомимся

Со свойствами и качеством вещей.

Как здорово, что столько есть возможностей!

Как здорово, что столько есть идей.

Сегодня я предлагаю вам стать художниками-экспериментаторами и постараться нарисовать картину, используя в работе нетрадиционные техники.

— Скажите, а вы любите кефир? А вы, пробовали им рисовать? Нет? Тогда вы пришли по адресу! Вам сегодня представится такая возможность.

 

Нетрадиционная техника «Рисование кефиром»

1 способ

Методика рисования:

Досточки для лепки, обильно покрываются кефиром (2.5% кефир). Далее наносится гуашь на кефир — можно кисточкой, можно разбрызгивать, в произвольных узорах по всей досточки, можно что — нибудь нарисовать на Ваше усмотрение и фантазию. Если хотите получить осенние оттенки, то соответственно берёте красные и желтые цвета; море — голубой и желтый цвет. Затем, как закончив рисовать, берёте обычный лист бумаги и закрываете рисунок, немного прижав его, потом поднимаете лист бумаги за края, так чтобы не смазать рисунок.

2 способ

Разливаем кефир по нескольким баночкам, окрашиваем его гуашью, интенсивность цвета на ваше усмотрение.

Берем лист картона, наносим с помощью кисти на него немного кефира сочетающихся цветов.

Закрываем картон с кефиром альбомным листом и начинаем различными движениями разглаживать лист, тем самым разгоняем кефир.

Снимаем альбомные лист и получаем два окрашенных листа.

Сушим, кладем под пресс для выравнивания.  Картон используем как фон, а из альбомного листа можно вырезать детали для аппликации.

 

3 способ

Сгибаем лист бумаги пополам, на развороте рисуем на одной половине листа (монотипия предметная) кефиром, складываем лист и разглаживаем.

Аккуратно разворачиваем и дорисовываем детали рисунка.

Нетрадиционная техника «Рисование кулёчками».

Для рисования «кулечками» понадобятся медовые акварельные краски, альбом, кисть, вода и разрезанный целлофановый кулек, фасовочный кулёк.

 

1 способ

 

Методика рисования:

Эта нетрадиционная техника рисования состоит в том, чтобы с помощью кисти нанести акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на нем узор. Кистью нужно работать быстро, чтобы краски на бумаге не успевали подсыхать.

На центр рисунка накладываем разрезанный кулек, пальцы смачиваем водой и различными вращающими движениями, с помощью морщинок, формируем узоры. Кулек должен прилипнуть к бумаге с рисунком, а в морщинках должна собраться акварель с водой.  В этих местах узор стает светлее.

Дайте возможность бумаге просохнуть, а затем снимите кулек и посмотрите, что у вас получилось. А получился красивый цветной лист бумаги с причудливым узором – это отличный фон для дальнейших рисунков и эксклюзивный материал для аппликаций и открыток. Из таких листов можно вырезать разноцветные снежинки, листики и на их основе делать поделки.

 

2 способ

Быстрыми движениями широкой кисти нанести акварель. На руку надеть фасовочный пакетик, сжать пальцы и хаотичными движениями руки касаться листа бумаги, тем самым создавая фактуру. Можно использовать для фона или поздравительных открыток.

 

Пальчиковая игра “Пять и пять”.

Пять и пять пошли гулять,     Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих                                   ладоней сгибаются и разгибаются

Вместе весело играть,

Повернулись,                         Вращение кистей рук.

Улыбнулись,                          Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “

растягиваются в улыбке”, показывая ее.

В кулачек вот так свернулись.        Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.

Стучат кулачок о кулачок.

Вот такие молодцы!

Уважаемые, коллеги! Спасибо Вам за ваш интерес и активное участие в мастер — классе, за чудесные картины. Благодарю за сотрудничество!

Итог обыденной работы —

Восторг волшебного полёта!

Всё это дивное явление —

Занятие, рождённое вдохновением.

Творческих Вам находок!