Статья «Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»

21 Сен,2019Изобразительное искусствонет комментариев

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №81», воспитатель, Иркутская область, г. Ангарск
Аннотация: в статье представлена авторская разработка по обучению дошкольников с нарушениями интеллекта изобразительной деятельности средствами нетрадиционных техник рисования, где описываются такие техники, как рисование кефиром, рисование «волшебным кулечком», рисование пальчиками и ладошкой, дает методические рекомендации по их использованию в работе педагога.
Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, дошкольники, нарушения интеллекта.

Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями? Такую категорию детей составляют дети с ОВЗ (с нарушениями интеллекта). Дети с нарушениями интеллекта — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Главной задачей обучения и воспитания таких детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.
Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. Среди различных видов деятельности дети с нарушениями интеллекта выделяют именно изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их.

Нетрадиционные техники рисования – это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей с нарушениями интеллекта думать, пробовать, искать, экспериментировать. Именно нетрадиционные техники позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами. Они помогают детям свободно выражать свои мысли, эмоции, ощущения, почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Дети изображают свое индивидуальное отношение к окружающему, показывают, что для них главное, а что второстепенное.
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны. Рисование пальчиком или ладошкой помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт попробовать взаимодействовать с краской без кисточки. При тактильных контактах с краской, бумагой, водой ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение, а это так необходимо детям с нарушениями интеллекта.
Техника «Выдувание» развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение. Техника «Печатание» привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.). Техника «Рисование пакетиком» пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа. Интересна для детей техника «Рисование по сырому листу», когда происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков. «Рисование кефиром» позволяет получить необычный фон, развивает творческое воображение. Прием «Набрызг» заключается в разбрызгивании капель краски. Данная техника формирует усидчивость и терпение.
Работу начинаем с детьми третьего года обучения. Занятия проводятся индивидуально, затем объединяются по 2-3 ребёнка. Детей учим рисовать кончиком пальчика сверху вниз — травку для зайчика, для божьей коровки, пятнышки на крыльях бабочки.

Рис. 1. Рисование ладошкой и пальчиками.
В процессе рисования ладошкой каждый ребёнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивал в гуашь, а потом прикладывал их на лист бумаги. Получились весёлые рисунки, а дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы.

Рис. 2. Коллективная работа «Рисование ладошкой».
С детьми четвертого обучения продолжаем рисовать пальчиками, но теперь каждому ребёнку даются готовые шаблоны. Некоторые дети уже рисуют не одним пальчиком, а несколькими. Продолжаем рисование ладошкой. Например, необычное дерево можно нарисовать ладошкой. Процесс работы прост: разводим гуашь, делаем отпечатки ладошек на белом листе бумаги. Деревья готовы — теперь осталось нарисовать ствол. Так, с помощью ладошки появляются деревья, бабочки, осьминожки.

Рис. 3. Рисование ладошкой на занятии.
Другой интересный вариант рисования с детьми четвертого года обучения – метод рисования «волшебным кулёчком». Для этого метода достаточно взять полиэтиленовый мешок, акварель и плотный лист бумаги. Наносим с помощью широкой кисти (губки) быстрыми движениями акварель на лист бумаги. Накладываем кулёчик сверху и формируем пальчиками складки. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой рисунок приобрёл кулёчик. Получится фон интересной неоднородной фактуры, который можно предложить детям дополнить аппликацией или дорисовать какой-то сюжет.

Рис. 4. Рисование «волшебным кулечком».
Техника «Рисование кефиром» заключается в следующем. Для работы необходимо окрасить кефир в разные цвета. Можно предложить сделать это детям самостоятельно. Для этого понадобится гуашь, баночка и кисть. Кефир лучше использовать густой. Когда кефир окрашен можно, приступать к работе. Наносим кефир разного цвета широкой кистью (губкой) на лист бумаги, сверху накладываем чистый лист такого же формата, проглаживаем рукой, а затем убираем верхний лист бумаги. Таким образом, должно получиться два листа бумаги с необычным фоном. Даем просохнуть, и дорисовываем сюжет или используем аппликацию.

Рис. 5. Рисование кефиром.
Итак, использование нетрадиционных техник позволяет сформировать у ребенка с нарушениями интеллекта мелкую моторику рук и тактильное восприятие; развивает творческие способности; учит ориентировке на листе бумаги, развивает глазомер и зрительное восприятие, внимание, усидчивость, мышление, речь, воображение.
Литература:
1. Грошенкова, В.А. Развитие речи и творческих способностей у старших дошкольников средствами изобразительной деятельности [Текст] / В.А. Грошенкова, Т.С. Шилова // Логопед. – 2011. — №7.
2. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.Н. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2010.
3. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез,2016.
4. Таришняя, О.А. Я рисую ладошками [Текст] / О.А. Таришняя. – СПб.: Издательский дом Литера, 2011.
5. Цквитария, Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ [Текст] / Т.А. Цквитария. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.